100 лет Военному институту (Железнодорожных войск и военных сообщений): опыт, традиции, перспективы

АННОТАЦИЯ. Дается характеристика основных этапов развития Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений). Выделяются перспективные направления его деятельности на современном этапе, акцентируется внимание на наиболее важных задачах, в решении которых институт принимал и принимает непосредственное участие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка военных специалистов, живучесть железных дорог, строительство и эксплуатация железных дорог, образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, подготовка офицерских кадров в годы войны, модернизация образовательной деятельности, фундаментальность подготовки военных кадров, информационно-коммуникационные технологии.

SUMMARY. The characteristics of the main stages of development of the Military Institute (Railway Troops and Military Communications) are given. Prospective directions of its activity are outlined at the present stage, attention is focused on the most important tasks, in the solution of which the institute has taken part and is directly involved in.

KEYWORDS: training of military specialists, survivability of railways, construction and operation of railways, educational activities, research activities, training of officers during the war, modernisation of educational activities, fundamental training of military personnel, information and communication technologies.

ВОЕННОМУ институту (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева исполняется 100 лет.

Свою историю ВИ (ЖДВ и ВОСО) ведет с 28 марта 1918 года, когда в городе Торжок Тверской губернии были созданы Первые советские военно-железнодорожные курсы.

Формирование военно-учебного заведения пришлось на нелегкие для страны годы гражданской войны, становления и развития народного хозяйства. Благодаря привлечению высококвалифицированных профессионалов в области строительства и эксплуатации железных дорог в короткое время удалось создать военно-учебное заведение, способное выполнять задачи по подготовке военных кадров в интересах укрепления обороноспособности государства и поддержания боевой готовности Вооруженных сил.

Боевые и трудовые заслуги школы, затем училища, института отмечены правительственными наградами: Почетными Революционными Красными Знаменами, орденом Ленина и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Офицеры и курсанты училища с честью выполняли свой воинский долг по защите Отечества. В июле-августе 1941 года курсанты принимали участие в боевых действиях на Лужском оборонительном рубеже, а также в подготовке партизанских баз на территории Ленинградской области. При выполнении боевых заданий курсанты и офицеры проявили беззаветную преданность Родине, мужество, организованность и дисциплинированность.

В конце августа 1941 года училище передислоцируется в г. Шарья и пос. Мантурово Горьковской области, а в 1943 году переводится в г. Ярославль. Здесь наряду с учебой личный состав участвует в реконструкции железнодорожных линий, ликвидации последствий налетов вражеской авиации, строительстве народнохозяйственных объектов. Особенно большая работа была проделана по развитию Ярославского железнодорожного узла и по обеспечению нормальной деятельности оборонных предприятий города. За годы войны училище провело девять наборов, были подготовлены 5091 офицер. Прошли переподготовку на курсах усовершенствования командного (офицерского) состава 1075 офицеров.  За вклад в подготовку офицерских кадров в годы

войны 26 офицеров училища были награждены орденами. Офицерский, преподавательский состав училища внес большой вклад в дело победы, вписал в историю училища одну из самых ярких страниц.

Бесценный фронтовой опыт, полученный железнодорожными войсками в годы войны, явился основой организации учебного процесса в послевоенные годы. В училище пришли опытные, профессионально подготовленные офицеры, получившие большой опыт восстановления железных дорог и организации военных перевозок во фронтовых условиях. Была изменена и усовершенствована система подготовки офицерских кадров, устанавливался трехгодичный срок обучения, вводились новые учебные планы и программы. За время, прошедшее с первого послевоенного выпуска до преобразования училища в 1970 году в высшее командное, не раз пересматривались программы подготовки, менялись командование, преподавательский и курсантский состав, но неизменным оставалось одно — государственный, профессиональный подход к подготовке офицерских кадров, настойчивое и глубокое овладение военным и специальным делом.

Особый вклад в совершенствование учебного процесса, развитие учебно-материальной базы, организацию быта и культурно-воспитательной работы внесли начальники училища генералы Г.П. Гапоненко (1942—1949), В.П. Тиссон (1949—1960), Ф.И. Прибов (1960—1967) и П.М. Байдаков (1967—1976).

Хорошей проверкой теоретических знаний будущих офицеров являются войсковая стажировка и производственная практика в железнодорожных войсках и органах военных сообщений, на предприятиях железнодорожного транспорта, ведущих транспортных стройках. Практическому обучению отводится до 70 % от общего бюджета учебного времени. В структуре практического обучения полевые занятия и учения на местности и реальных объектах железнодорожного транспорта занимают 40—45 % учебного времени. Курсанты под руководством своих командиров и преподавателей участвовали в строительстве таких железнодорожных линий, как Западно-Карельская магистраль, железных дорог Кизил—Пермь, Абакан—Тайшет, Ивдель—Обь, линий Морозовская-Цимлянская, в освоении целинных и залежных земель, сооружении Трансмонгольской магистрали и БАМа.

Участие в строительстве этих важных объектов способствовало их становлению как будущих командиров подразделений, частей и соединений, организаторов транспортного строительства и воинских перевозок в стране.

Одним из важнейших направлений деятельности института как высшего учебного заведения является выполнение научно-исследовательских работ в интересах Железнодорожных войск и Департамента транспортного обеспечения Тыла ВС МО РФ. Институт является головной организацией по исследованию основ применения железнодорожных войск в военное время, тактики их соединений и воинских частей; дальнейшему развитию теории зернистых сред; разработке научных основ и внедрению в практику разрядно-импульсной технологии укрепления земляного полотна.

Научно-исследовательская работа направлена на разработку научных и методологических основ военно-транспортной науки, внедрение их в практику Тыла Вооруженных Сил, Железнодорожных войск и учебный процесс транспортных вузов России.

Концепция развития системы высшего военного образования в Вооруженных Силах Российской Федерации, определила одним из направлений реформирования военного образования повышение статуса военно-учебных заведений, создание крупных учебно-научных центров по подготовке офицерских кадров.

Обучение слушателей и курсантов ведет большой коллектив профессорско-преподавательского состава, в котором успешно работают более 70 докторов и кандидатов наук. Среди них такие опытные руководители и педагоги, как Ю.В. Прокофьев, К.Ю. Савинов, Л.О. Борисенко, И.А. Веприняк, В.П. Гладких, Ю.Б. Калугин, Н.Н. Романов.

За 100­летнюю историю института подготовлено более 45 тысяч высококвалифицированных офицеров. Институт гордится своими выпускниками, среди которых 25 героев Советского Союза и героев Социалистического труда, а капитан Тимур Серазетдинов посмертно удостоен звания Героя России.

В настоящее время институт является структурным подразделением Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева и осуществляет подготовку военных кадров по программам высшего и среднего профессионального образования для Железнодорожных войск и службы военных сообщений, стран СНГ и иностранных армий. Отличительной особенностью института стало своеобразие решаемых им учебно-практических задач: подготовка военных специалистов, способных обеспечивать живучесть сети железных дорог на театре военных действий, организовывать выполнение перевозок войск и грузов различными видами транспорта, прежде всего железнодорожного, в боевых условиях.

Современные задачи модернизации образовательной деятельности требуют взвешенных и продуманных управленческих решений и комплексной программы развития всей системы подготовки военных кадров для ЖДВ и ВОСО. Главной целью является обеспечение целостности и фундаментальности подготовки военных кадров на всех уровнях непрерывного военного образования в соответствии с современными требованиями и задачами, решаемыми Железнодорожными войсками и органами военных сообщений. Эта цель может быть достигнута только с учетом современных достижений военной науки, техники, передового опыта войск, полученного в ходе учений и тренировок, мобилизационного развертывания войск (сил), особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций за пределами РФ, результатов анализа отзывов на выпускников института.

Одним из приоритетных направлений развития института является внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий, новых типов систем вооружений и техники.

Для достижения указанных целей командование института, преподавательский состав последовательно и настойчиво работают над активным внедрением инновационных обучающих технологий, результатов педагогических (методических) экспериментов, электронного контента учебников и учебно-методических материалов, средств интенсификации учебно-познавательной деятельности курсантов. Эта работа проводится с учетом результатов научных исследований, современного опыта действий войск, передового педагогического опыта профильных образовательных организаций.

Одним из перспективных направлений является организация работы Центра исследований технологий обучения и внедрения образовательных инноваций в составе: группы курсантских олимпиад, группы дистанционного обучения (в целях внедрения и апробации системы дистанционного обучения с применением ресурса электронных учебников), центра речевого воспитания военнослужащих (совместно с Военной академией связи им. С.М. Буденного).

В целях расширения возможности влияния обучающихся на содержание и качество образовательного процесса, создания наиболее благоприятных условий учебы и службы создана система общественного контроля образовательной деятельности, проходит формирование и организация работы группы образовательного аудита.

В методической деятельности осуществляется переориентация системы работы межкафедральных предметно-методических комиссий на компетентностный подход в организации деятельности по принципу логичности освоения компетенций. Создан и успешно работает новый совещательный орган института — Совет учебно-методического отдела. В работе этого совещательного органа принимают участие офицеры управления Железнодорожных войск, военных округов, представители вузов Санкт-Петербурга.

Институт обладает современной, во многом уникальной учебно-материальной базой, территориально размещенной в Петродворцовом районе г. Санкт-Петербурга и на разъезде генерала Омельченко Лужского района Ленинградской области. Проводится работа по оснащению института современными учебно-тренажерными комплексами (макетами), образцами вооружения и специальной техники.

Важным направлением, без которого сегодня немыслима подготовка современного офицера, является создание принципиально новой информационной среды, которая позволит обучаемому получать наиболее полный доступ к образовательным ресурсам на основе новых информационных технологий.

Добрые традиции, сложившиеся в институте, творческий потенциал коллектива, опыт, накопленный за многие годы работы, позволяют с уверенностью сказать о том, что институт будет успешно развиваться, добиваться новых высот подготовке военных кадров.

Генерал-майор И.О. ГОРЯИНОВ,

кандидат военных наук