Направления совершенствования системы материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности

 

АННОТАЦИЯ. Проанализирован ряд проблем в области материально-технического обеспечения одного из компонентов Войск (Коллективных сил) ОДКБ — Коллективных сил оперативного реагирования, выявленных по результатам исследований, проведенных в ходе ряда совместных мероприятий оперативной подготовки в рамках ОДКБ, предложены пути их решения и обоснованы направления совершенствования системы материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: материально-техническое обеспечение, Войска (Коллективные силы) Организации Договора о коллективной безопасности, Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, запасы материальных средств, жизнеобеспечение военнослужащих вне пунктов постоянной дислокации, логистический оператор.

В СООТВЕТСТВИИ со Стратегией коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, утвержденной решением Совета коллективной безопасности от 14 октября 2016 года и направленной на дальнейшее развитие системы коллективной безопасности, основными стратегическими задачами в сфере военной безопасности названы: совершенствование боеготовности и боеспособности Войск (Коллективных сил) ОДКБ, достижение наличия достаточных сил и средств в системе коллективной безопасности, обоснование согласованных подходов к нормам создания запасов материальных средств, создание системы ремонта вооружения и военной техники.
Одним из основных и самым многочисленным, мощным элементом Войск (Коллективных сил) ОДКБ являются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Развитие КСОР в интересах решения поставленных стратегических задач обусловливает актуальность и необходимость совершенствования системы материально-технического обеспечения (МТО) этого компонента сил коллективной безопасности.
КСОР созданы в 2009 году и в настоящее время включают высокомобильные контингенты постоянной готовности вооруженных сил государств — членов ОДКБ, а также формирования сил специального назначения: воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения, соединения и воинские части специального назначения, артиллерийские и авиационные подразделения, а также полк, сводные батальоны и сводную роту МТО и другие воинские части и подразделения всестороннего обеспечения. Общая численность КСОР составляет около 17 тыс. человек. Задачи, возлагаемые на КСОР ОДКБ, отражены на рисунке 1.

Порядок МТО КСОР при подготовке и в ходе совместных операций регулируется рядом нормативно-правовых актов (табл. 1).

 

В этих документах указывается, что создание запасов материальных средств для формируемых группировок осуществляется государствами — членами ОДКБ самостоятельно за счет своих национальных ресурсов, при этом их объем и уровень должны соответствовать поставленным задачам, составу группировок, периоду действий и физико-географическому положению региона (района) выполнения задач. Также установлено, что запасы материальных средств могут восполняться несколькими способами 2 (рис. 3).

Из анализа существующей нормативно-правовой базы следует, что ее положения не дают исчерпывающего представления о порядке реализации комплекса мероприятий МТО и организации МТО сил коллективной безопасности ОДКБ при подготовке и в ходе совместных операций. Это создает почву для возникновения ряда противоречий и проблем в обеспечении КСОР, пути решения которых сформулированы на основании результатов исследований, проведенных в ходе ежегодных совместных учений с КСОР «Взаимодействие­2015, 2016, 2017», и предложены в данной статье.
Одной из наиболее значимых проблем МТО Сил коллективной безопасности ОДКБ в целом и КСОР в частности является отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего деятельность должностных лиц по реализации всего комплекса мероприятий МТО войск (сил).
Очевидно, что МТО войск не исчерпывается только лишь восполнением запасов (как было показано выше, см. рис. 3), а подразумевает комплекс мероприятий, включающий накопление, хранение и эшелонирование запасов вооружения и военной техники, ракет и боеприпасов, горючего и других материальных средств; организацию перевозки войск, материальных средств и эвакуации; подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление транспортных коммуникаций; эксплуатацию и восстановление вооружения и военной техники; обеспечение базирования авиации; поддержание в исправном состоянии и развитие инфраструктуры МТО.
Исходя из этого представляется целесообразным разработать проект единого нормативного правового акта, возможно, в форме многостороннего соглашения, в котором установить единую терминологию предметной области, классификацию видов МТО Войск (Коллективных сил) ОДКБ и их задачи, определить формы и способы МТО, порядок и последовательность работы органов управления МТО, перечни и формы отрабатываемых документов при подготовке и в ходе совместных операций, установить порядок применения сил и средств МТО и т. д.
Необходимо отметить, что система тылового обеспечения Объединенных вооруженных сил НАТО достаточно четко регламентирована массивом нормативных правовых актов, например, таких как «Доктрина тылового обеспечения ОВС НАТО», «Доктрина тылового обеспечения ОВС НАТО страной размещения», «Доктрина транспортного обеспечения ОВС НАТО» и т. п. В целях организации тылового обеспечения Объединенных вооруженных сил государств — участников Варшавского договора также был разработан подобный документ — «Основы тылового обеспечения войск и сил флота ОВС государств — участников Варшавского договора при ведении совместных операций (боевых действий)»3.
Принятие такого единого нормативного правового акта позволит ввести единые стандарты организации МТО Войск (Коллективных сил) ОДКБ при подготовке и в ходе совместных операций и совместных мероприятий оперативной подготовки, повысить качество и оперативность принимаемых решений и обеспечить гарантированность МТО группировок войск.
Другим негативным фактором, заметно снижающим динамику развития системы МТО ОДКБ, является, по нашему мнению, недостаточный уровень специальной подготовки должностных лиц органов управления МТО, привлекаемых на мероприятия совместной оперативной и боевой подготовки, в области МТО именно коалиционных группировок Войск (Коллективных сил ОДКБ). Это выражается в слабом знании обширной накопленной нормативной правовой базы и уникальных особенностей, принципов формирования и применения коалиционных группировок.
Анализ действий обучаемых должностных лиц отдела МТО Командования КСОР в ходе перечисленных выше мероприятий совместной подготовки показал, что разрабатываемые по учению решения, распорядительные и планирующие документы формулируются стереотипно, шаблонно, исходя из требований национальных нормативных документов и подходов, что, конечно же, не позволяет учесть специфику совместных операций коалиционных группировок войск и в полной мере реализовать потенциал системы МТО КСОР.
В целях нейтрализации данного негативного фактора представляется целесообразным организовать подготовку должностных лиц, потенциально предназначенных по квотам в состав формируемых органов военного управления МТО Войск (Коллективных сил) ОДКБ, на курсах дополнительного профессионального образования, используя для этого площадку базовой учебно-методической организации ОДКБ по подготовке военных кадров для государств — членов ОДКБ (по специальностям материально-технического (тылового и технического) обеспечения)4, статус которой присвоен Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулева в сентябре 2017 года.
Требует тщательного исследования и вопрос материально-технического обеспечения развертываемых пунктов управления формируемого Командования КСОР, на которых размещается оперативный состав численностью более 100 человек, так как в существующем составе сил и средств МТО КСОР отсутствуют подразделения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности пункта управления, а именно организации полноценного питания, банно-прачечного обслуживания оперативного состава и т. д. Это может привести к значительному снижению уровня боеспособности оперативного состава Командования КСОР. Поэтому необходимо провести тщательное обоснование потребности в силах и средствах для МТО функционирования пунктов управления КСОР, а затем рассмотреть возможность формирования соответствующего подразделения за счет национальных контингентов.
Одним из перспективных направлений развития системы МТО КСОР, которое позволит избежать необходимости постоянно наращивать состав сил и средств МТО группировки, создавать, эшелонировать, освежать значительные объемы запасов материальных средств, содержать или арендовать отдельные объекты инфраструктуры, является концепция привлечения для решения задач МТО коммерческого логистического оператора, возможно, совместного транспортно-логистического холдинга, принципиальной правовой основой которого могло бы послужить пропорциональное распределение между государствами — членами ОДКБ его пакета акций в соответствии с удельным вкладом каждого из государств в уставный капитал данного предприятия. Подробно этот подход описан в статьях А.В. Топорова, В.Б. Коновалова, А.В. Бычкова и А.А. Целыковских, А.Х. Курбанова, А.В. Бычкова, опубликованных в журнале «Военная Мысль»5.
Альтернативой этой концепции может стать подход, при котором командующий КСОР наделяется полномочиями самостоятельного заключения контрактов с последующим уведомлением уставных органов ОДКБ с контрагентами страны пребывания на предоставление таких услуг, как: банно-прачечное обеспечение контингентов в базовых районах с использованием объектов местной инфраструктуры (банно-прачечных комплексов, водонапорных башен, водопроводов, канализационных сетей, электрических подстанций), оборудование районов размещения контингентов (передача в пользование и возведение зданий, сооружений, предоставление блок-контейнеров, жилых модулей и т. д.), осуществление снабженческих перевозок. Целесообразно применять такой механизм и непосредственно для закупок отдельных номенклатур материальных средств: питьевой бутилированной воды, хлеба, отдельных видов топлив (при соответствующем их качестве), включая и твердое топливо.
Предложенные механизмы, безусловно, позволят сократить сроки оперативного развертывания КСОР в связи с сокращением объема снабженческих перевозок, снизить нагрузку на систему МТО КСОР, имеющую объективно ограниченные возможности, повысить оперативность и гарантированность обеспечения войск, существенно сократить затраты на доставку значительных объемов материальных средств с национальных территорий.
При развертывании группировки КСОР в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности, по одному из двух возможных вариантов (рис. 4), прогнозируются сложности в оборудовании мест размещения военнослужащих и в их санитарно-гигиеническом обеспечении, связанные с физико-географическими условиями. Так, учитывая засушливый жаркий климат, пустынный рельеф местности, каменно-скалистые грунты, дефицит природных строительных материалов, в условиях, когда объекты местной инфраструктуры не пригодны для проживания или вовсе отсутствуют, практически не представляется возможным оборудовать убежища, блиндажи, места для размещения военнослужащих, а также объекты их санитарно-гигиенического обеспечения (места для умывания, душевые, места для мытья посуды, туалеты и т. п.), отвечающие минимальным требованиям санитарных норм. Также в условиях значительных суточных перепадов температуры окружающего воздуха, характерных для этих регионов, прогнозируется возникновение дефицита твердого топлива для обогрева личного состава, возможности подвоза которого объективно ограничены.

Под воздействием этих факторов при продолжительности операции КСОР более 20—30 суток состояние боеспособности личного состава может быть снижено до неприемлемого уровня.
В рамках совместного специального учения сил и средств технического и тылового (материально-технического) обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь (ВС РБ) и Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), проведенного в августе 2017 года под руководством заместителя Министра обороны Российской Федерации Героя России генерала армии Д.В. Булгакова, на одном из его этапов, в учебном центре Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулева, руководящему составу Министерства обороны Российской Федерации, Республики Беларусь и участникам учения были представлены перспективные образцы технических средств жизнеобеспечения военнослужащих вне пунктов постоянной дислокации и санитарно-гигиенические модули различной вместимости, смонтированные на базовых автомобильных шасси, которые получили высокую оценку и признаны имеющими перспективы практического применения и принятия их на снабжение6.
Учитывая это, представляется целесообразным провести тактико-техническое и военно-экономическое обоснование возможности оборудования мест размещения, санитарно-гигиенического обеспечения личного состава контингентов КСОР подобными техническими средствами жизнеобеспечения военнослужащих вне пунктов постоянной дислокации, а также рассмотреть возможность закупки и эшелонирования современных энергосберегающих полевых печей, в том числе и работающих на жидком топливе.
Актуальным вопросом, требующим поиска путей разрешения, является прогнозируемый дефицит воды для питьевых, санитарно-гигиенических, технических и других нужд группировки войск, действующей в условиях жаркого климата. Учитывая, как правило, слабо развитую сеть водоисточников, в этом случае поставок бутилированной воды будет недостаточно. Суточная потребность в воде на одного человека на хозяйственно-питьевые и санитарно-бытовые нужды может составить до 120 литров, при этом в случае развертывания полного состава группировки КСОР потребность в воде может составить более 2000 тонн в сутки (табл. 2). При этом необходимо учитывать вероятность возложения задач по обеспечению отдельных групп населения (например, перемещенных гражданских лиц или беженцев) на командующего КСОР, в том числе и по доставке воды, что потребует значительного количества технических средств подвоза воды.

Одним из путей решения данного вопроса является включение в состав группировки КСОР, при ее развертывании в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности, подразделения подвоза воды из национальных контингентов, из которых формировать сводное подразделение. Его применение должно осуществляться централизованно, по решению заместителя командующего КСОР по МТО.
Другим вариантом является привлечение сил и средств гражданского перевозчика на условиях, описанных выше.
Необходимость исследования и поиска оптимальных механизмов реализации демонстрирует проблематика, связанная с вопросами МТО свертывания группировки КСОР, выхода войск из районов ведения военных действий и вывода национальных контингентов из страны пребывания и возращения их в пункты постоянной дислокации.
Необходимо заметить, что ранее, в ходе совместных учений Коллективных Сил ОДКБ, планированию и отработке этих мероприятий уделялось недостаточное внимание. Требуют решения и регламентации следующие вопросы: порядок передачи стационарных объектов инфраструктуры, а также временных жилых помещений (модулей, блок-комнат), в случае если размещение контингентов осуществлялось в полевых лагерях; вывоз, утилизация или передача невосстанавливаемых ВВТ; дальнейшее использование накопленных и неиспользованных запасов материальных средств; вывоз, утилизация отстрелянных артиллерийских гильз и укупорки, использованной бочкотары; ликвидация экологических последствий действий войск, в том числе и последствий жизнедеятельности личного состава, мусоросборников и т. д.
При реализации этих мероприятий необходимо учитывать недостаточную оборудованность объектами транспортной инфраструктуры возможных районов ведения военных действий в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.
Так, например, в Республике Армения имеется только один военный аэродром Эребуни, рассчитанный на прием военно-транспортной авиации, возможности которого по перевалке грузов ограничены (в том числе и по возможностям сил и средств аэродромно-технического обеспечения). Осуществление оперативных и снабженческих перевозок между государствами — членами ОДКБ зачастую может быть возможно только воздушным транспортом.
Указанные обстоятельства подтверждают необходимость тщательного планирования этих вопросов в ходе совместных мероприятий оперативной подготовки, наработки вариантов реализации комплекса мероприятий МТО вывода войск и вынесения их для обсуждения и принятия оптимальных решений уставными органами ОДКБ. Для решения указанных вопросов может быть использован, например, опыт, накопленный ВС РФ при проведении операции Воздушно-космических сил ВС РФ в Сирийской Арабской Республике, а также при ликвидации экологических последствий деятельности человека в Арктической зоне.
Таким образом, предлагаемые направления совершенствования системы МТО КСОР ОДКБ, сформулированные по результатам работы исследовательских групп военно-научного комплекса системы МТО ВС РФ, организованной руководством Штаба МТО ВС РФ совместно с Объединенным штабом ОДКБ, могут быть использованы при обосновании и реализации мероприятий, направленных на достижение целей, определенных Стратегией коллективной безопасности ОДКБ.
Для этого Штабом МТО ВС РФ организована и проводится систематическая целенаправленная работа с широким привлечением экспертов в области МТО коалиционных группировок войск по обоснованию направлений совершенствования и выработке инновационных, эффективных подходов к организации МТО системы коллективной безопасности ОДКБ.
1 Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ». Москва, 2009; Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ». Москва, 2009.
2 Решение Совета министров обороны ОДКБ «О Положении о запасах материальных средств для обеспечения формирований сил и средств системы коллективной безопасности». Москва: б.н., 2009.
3 Основы тылового обеспечения войск и сил флота Объединенных вооруженных сил государств — участников Варшавского договора при ведении совместных операций (боевых действий). Москва: Штаб ОВС, 1988.
4 Положение о базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (по специальностям материально-технического (тылового и технического) обеспечения). Москва, 2017.
5 Топоров А.В., Коновалов В.Б., Бычков А.В. Классификация потенциальных способов материально-технического обеспечения перспективных войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности // Военная Мысль. 2017.
№ 10; Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Бычков А.В. Направления совершенствования материально-технического обеспечения коллективных сил безопасности ОДКБ // Военная Мысль. 2016. № 11.
6 Бычков А.В. Современные подходы к размещению войск (сил) в полевых условиях. Санкт-Петербург: Научные проблемы военно-системных исследований. Сборник научных трудов НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) ВА МТО имени генерала армии А.В. Хрулева, 2017.

Генерал-лейтенант А.В. ТОПОРОВ,
кандидат экономических наук

Полковник А.В. БЫЧКОВ,
кандидат военных наук

Полковник А.И. ТУЛИНОВ

Следующая запись