Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук

Полковник Д.Н. САМОТОНИН, кандидат технических наук

 

АННОТАЦИЯ. Определены основные научно-технические проблемы и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационной системы страны в условиях создания воздушно-космической обороны России.

SUMMARY. Rey scientific and technical problems and areas for developing the RF Federal system of air space reconnaissance and control and Air navigation system of the country in terms of creation of the Aerospace Defense of Russia.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП РФ) создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года № 146, является межведомственной системой двойного назначения и предназначена для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке пунктов и центров управления (ПУ, ЦУ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в интересах решения задач противовоздушной обороны (ПВО), в том числе задач по охране государственной границы и пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ, по обеспечению полетов воздушных судов государственной, экспериментальной и гражданской авиации, а также для радиолокационного обеспечения центров организации воздушного движения аэронавигационной системы РФ (АНС России) за счет комплексного использования имеющихся в ВС РФ и АНС России радиолокационных систем и средств.

Информационно-технической основой ФСР и КВП РФ является единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС). Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, в составе ЕАРЛС привлекаются силы и средства радиотехнических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).

В целях развития ЕАРЛС в период с 2007 по 2015 год выполнена федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007—2015 гг.)» (далее — Программа (2007—2015), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года № 345. Анализ итогов реализации Программы (2007—2015) показывает, что заявленные в ней цели по повышению эффективности контроля воздушного пространства, снижению общих затрат на содержание радиотехнических подразделений Минобороны России и повышение безопасности полетов авиации в основном достигнуты.

Вместе с тем отсутствие концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП, изменение условий и факторов, влияющих на построение и применение единой радиолокационной системы и системы контроля за использованием воздушного пространства РФ, обусловили ряд научно-технических проблем развития ФСР и КВП на период до 2025 года:

недостаточный уровень автоматизации информационно-технического взаимодействия ЦУ (ПУ, КП) ПВО (ВКО) с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) для реализации эффективной совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации о воздушной обстановке при решении задач контроля использования воздушного пространства РФ;

несоответствие принципов построения и функционирования ЕАРЛС требованиям по ее интеграции с ЕС ОрВД, формированию и поддержанию единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России;

несоответствие принципов разработки, функционирования и применения в системе управления Воздушно-космических сил (ВКС) средств автоматизации контроля использования воздушного пространства РФ предъявляемым к ним в современных условиях требованиям;

несоответствие ТТХ устаревших средств радиолокации современным информационным потребностям Минобороны России при решении возлагаемых на них задач с учетом возрастания угроз безопасности РФ в воздушном пространстве.

Сформулированные научно-технические проблемы позволили обосновать следующие основные направления развития ФСР и КВП в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России.

Первое направление. Разработка новых и модернизация существующих средств разведки (наблюдения) воздушного пространства. Анализ прогнозируемой целевой и помеховой обстановки на период до 2025 года обуславливает необходимость существенного повышения требований к применяемым средствам радиолокации в части их пространственных и информационных возможностей.

Учитывая, что вся пилотируемая авиация, а также многие беспилотные средства противника для облегчения преодоления системы ПВО оборудованы передатчиками помех, существенно возрастают требования к помехоустойчивости группировок радиотехнических войск (РТВ).

В условиях сокращения временного интервала между обнаружением целей и нанесением по ним удара средствами воздушного нападения (СВН) противника основным способом сохранения группировки РТВ будет маневр силами и средствами радиолокационной разведки. Следовательно, требования к мобильности перспективных РЛС повышаются.

Учитывая, что задачи боевого дежурства по ПВО выполняются непрерывно (в мирное и военное время), а условия функционирования средств радиолокации в мирное и военное время отличаются, то и требования к средствам радиолокации дежурного режима мирного и военного времени будут различны.

Для решения задач мирного времени необходимы относительно недорогие РЛС с интегрированными средствами вторичной радиолокации и дополнительной аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗН­В). Эти средства радиолокации в целях снижения стоимости могут быть стационарными (перевозимыми), но при этом должны обладать высокой надежностью (назначенный ресурс более ста тысяч часов, наработка на отказ ― тысячи часов), ремонтопригодностью (блочно-модульный принцип построения, встроенная аппаратура диагностики и поиска неисправностей, прогнозирования технического состояния), низкой стоимостью эксплуатации (автоматические, без участия расчета радиолокационные модули). С учетом необходимости использования информации о воздушной обстановке в интересах Минобороны и Минтранса России при решении задач ОрВД данные средства радиолокации должны проходить сертификацию установленным порядком.

Одним из основных направлений развития средств радиолокации дежурного режима, выполняющих задачи в мирное время, должно быть доведение их до уровня автоматических РЛС. Данное требование в том числе обусловлено необходимостью воссоздания радиолокационного поля в Арктической зоне РФ.

Исходя из условий применения в военное время к радиолокационным средствам дежурного режима, дополнительно предъявляются следующие требования: автоматическая разведка типов помех и адаптация к воздушной и радиоэлектронной обстановке, в том числе возможность концентрации энергии на помехоопасных и других важных направлениях; высокая скрытность работы, обеспечиваемая разработкой пассивных (полуактивных) средств радиолокации; высокая мобильность, обеспечиваемая сокращением времени свертывания (развертывания), включения и контроля функционирования РЛС; автоматическая топопривязка и ориентирование.

При этом РЛС дежурного режима, предназначенные для несения боевого дежурства по ПВО в военное время, должны быть многодиапазонными, обеспечивающими при незначительных энергетических затратах требуемые характеристики по дальности обнаружения и точности определения координат СВН противника.

С учетом анализа потенциальных угроз РФ в воздушно-космической сфере возрастает актуальность обнаружения СВН, действующих на малых и предельно-малых высотах. Различия по условиям и задачам применения маловысотных РЛС предопределяют их деление на РЛС дежурного и боевого режима.

Основными требованиями, предъявляемыми к перспективным маловысотным РЛС дежурного режима, являются: возможность обнаружения и сопровождения низколетящих, малоразмерных и не скоростных воздушных целей (КР, БЛА, дельтапланов и др.) на фоне интенсивных отражений от земли, местных предметов, гидрометеообразований, преднамеренных пассивных и несинхронных импульсных помех; наличие в составе радиолокационных комплексов (РЛК) удаленных радиолокационных модулей, размещенных вне подразделений РТВ и работающих в автоматическом режиме; возможность размещения антенных систем на высотных опорах (в отдельных случаях на привязных аэростатах).

К маловысотным РЛС боевого режима прежде всего предъявляются требования высокой маневренности, достаточного энергетического потенциала с возможностью его концентрации в заданном направлении (секторе), повышенной точности измерения координат и возможности обнаружения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР).

Одним из основных требований, предъявляемых к перспективным РЛС, является необходимость их сопряжения с действующими и перспективными комплексами средств автоматизации, а также возможность интеграции в единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки. Это предусматривает в том числе применение унифицированных протоколов обмена информацией о состоянии воздушной обстановки, объединение радиолокационной информации из  различных источников о воздушных объектах, обмен данной информацией на более высоких скоростях с использованием средств создаваемой цифровой телекоммуникационной сети Минобороны России.

Второе направление. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС ФСР и КВП и ее комплексная модернизация в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД, для решения задач ПВО.

Полномасштабное развертывание ЕАРЛС и ее комплексная модернизация предусматривают: оснащение (переоснащение) радиотехнических подразделений современными и перспективными РЛС (РЛК); модернизацию трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации путем развертывания на них новых РЛК ДН, а также реконструкцию центров ЕС ОрВД, в том числе в интересах совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия; создание и развертывание унифицированных автоматических модулей программно-технических средств (МПТС), обеспечивающих автоматический обмен плановой, радиолокационной и дополнительной информацией с использованием унифицированных протоколов информационно-технического взаимодействия трассовых радиолокационных позиций двойного назначения и центров ЕС ОрВД с ЦУ (ПУ, КП) ВС РФ.

Для обеспечения информационно-технического взаимодействия по цифровым каналам и с использованием унифицированных протоколов со стороны объектов Минобороны России предусмотрены закупки перспективных комплексов средств автоматизации (КСА), что в совокупности обеспечит повышение эффективности совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации на командных пунктах радиотехнических полков.

Третье направление. Поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки с использованием ресурсов развернутой ЕАРЛС. Реализация направления организована путем оснащения радиотехнических полков комплексами автоматических средств, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Наблюдатель ФСР и КВП», и интеграции на их основе всех источников радиолокационной информации Минобороны России и Росавиации, дислоцированных в границах позиционного района радиотехнического полка.

Четвертое направление. Организация единой системы автоматизированного контроля использования воздушного пространства РФ (ЕСКИВП) в системе управления ВКС. Реализацию этого направления планируется осуществить в рамках государственной программы вооружения, предусматривающей разработку и принятие на вооружение унифицированных МПТС автоматизации решения задачи контроля использования воздушного пространства РФ. МПТС предназначены для совместного применения с КСА ЦУ (ПУ, КП) объединений ВКС, соединений ПВО, воинских частей РТВ в интересах повышения качества решения задачи контроля использования воздушного пространства на основе реализации современных системотехнических принципов обмена и обработки информации, поступающей от центров ЕС ОрВД и ПУ радиотехнических войск.

МПТС разрабатывается в различных комплектациях с открытым интерфейсом информационно-технического сопряжения для применения на всех уровнях управления при автоматизированном решении задачи контроля использования воздушного пространства совместно с существующими и перспективными комплексами средств автоматизации.

Таким образом, в решении основных научно-технических проблем в период до 2025 года можно выделить два этапа.

2016—2020 годы — комплексная модернизация ЕАРЛС во всех регионах РФ, создание головного участка совместного применения интегрированной радиолокационной системы (ИРЛС) ФСР и КВП и ЕСКИВП.

2021—2025 годы — полномасштабное развертывание ИРЛС и ЕСКИВП во всех регионах страны.

Успешная реализация этапов развития ФСР и КВП возможна при безусловном выполнении мероприятий ГПВ и своевременной разработке (уточнении) концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы построения, функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП.