Состояние и проблемы перехода оборонно­промышленного комплекса России на контракты сквозного жизненного цикла военной наукоемкой продукции

Капитан 1 ранга в отставке Е.Ф. ЛОСЕВ, доктор военных наук

 Капитан 2 ранга Р.А. БАЛАЖИГИТОВ, кандидат военных наук

ВОЗНИКШИЕ в настоящее время изменения в системе гособоронзаказа (ГОЗ) связаны, в частности, с переходом ГОЗ на так называемые контракты сквозного жизненного цикла с предприятиями оборонно­промышленного комплекса (ОПК), которые предполагают, что промышленное предприятие и государственный заказчик выступают как постоянные партнеры. Речь идет о сквозных контрактах на весь период существования вооружения и военной техники (ВВТ) — от изготовления до утилизации, включая сопровождение переданного через серийное производство образца вооружения в Вооруженные Силы, участие всех организаций, реализующих образцы вооружения на учениях, при ремонте и сервисном обслуживании вплоть до утилизации. То есть контракт сквозного жизненного цикла предполагает диалог между наукой, промышленностью и потребителем в лице Министерства обороны.

Таким образом, перед организациями ОПК и оборонным ведомством сформулирована масштабная задача, решение которой позволит перевести их взаимодействие в создании и эксплуатации ВВТ на качественно новый уровень. Предприятия ОПК получат долгосрочные стабильные заказы на свою продукцию на условиях, приемлемых для качественного и своевременного выполнения заданий ГОЗ, а Министерство обороны — продукцию, соответствующую требованиям современных Вооруженных Сил.

Опыт разработки и эксплуатации ВВТ в армиях развитых стран свидетельствует, что контракты жизненного цикла открывают достаточно эффективный для всех сторон путь развития военной промышленности. В частности, на Западе популярна концепция сервисной поддержки, ориентированная на конечный результат, — Performance Based Lifecycle Product Support (PBL). Основная идея концепции — отказ от жестко, раз и навсегда установленного разграничения ответственности между военным заказчиком и гражданским поставщиком за постпроизводственные стадии жизненного цикла ВВТ. Появилась возможность заключения между ними долговременных и взаимовыгодных соглашений о сервисной поддержке. Предметом таких соглашений стали не конкретные запасные части, материалы или услуги, а нормируемые показатели конечного результата сервисной поддержки: исправность, надежность, экономичность в эксплуатации, состояние технической готовности.

Принципиальная новизна концепции PBL на момент ее появления заключалась в том, что закупка и последующая поддержка ВВТ в эксплуатации были интегрированы в единый процесс, подконтрольный руководителю соответствующей программы внутри оборонного ведомства, с предоставлением ему адекватных прав и полномочий на установление партнерских отношений с промышленностью.

Другим принципиальным элементом новизны концепции PBL стало приобретение у провайдера услуг сервисной поддержки (PBL­контрактора) не конкретных запасных частей и/или услуг, а нормируемых показателей конечного результата, важных для основного потребителя — боевого подразделения: уровня исправности систем ВВТ, уровня эксплуатационной надежности материальной части, состояния технической готовности, а кроме того, возможность оплаты заказчиком полной стоимости системы ВВТ.

Если ранее военные были обязаны сами определять потребности в запасных частях и материалах для поддержания заданного уровня исправности систем ВВТ, отслеживать материальные запасы, производить необходимые закупки и выполнять техническое обслуживание, то теперь все или часть этих обязанностей разрешено делегировать гражданскому подрядчику. Оплата услуг промышленности приобрела регулярный характер, а размер вознаграждения стал напрямую зависеть от фактически достигнутых результатов. Промышленность, в свою очередь, обрела полную материальную заинтересованность в минимизации рисков.

Следующая важнейшая особенность PBL — долговременный характер партнерства между заказчиком и PBL­контрактором, при котором поставщик системы ВВТ обязуется поддерживать эксплуатацию проданной оборонному ведомству техники в течение длительного периода — 3, 5 и более лет, вплоть до списания или снятия изделия с вооружения. Благодаря этому у промышленности появляется не только стимул, но и реальная возможность инвестировать денежные средства в совершенствование эксплуатационных характеристик ВВТ. Военное ведомство, в свою очередь, избавилось от множества проблем в планировании и исполнении оборонного бюджета.

В промышленно развитых странах Запада, и особенно в США, концепция PBL существует и работает, а конкурентоспособность продукции военного назначения растет. Успешному внедрению концепции сервисной поддержки жизненного цикла изделий способствовала длительная работа по развитию CALS­технологий, ведущихся в рамках национальных программ.

CALS­технологии (непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия или продукта) представляют современную организацию (концепцию) процессов разработки, производства, эксплуатации и послепродажного сервиса изделия или продукта путем непрерывной информационной поддержки процессов их жизненного цикла. Это стратегия повышения эффективности, производительности и рентабельности процессов хозяйственной деятельности предприятий за счет внедрения современных методов информационного взаимодействия участников жизненного цикла продукта.

Концепция CALS (Computer Aided Acquisition and Logistics Support — компьютерно­ориентированный процесс поставок и поддержка логистики) определяет набор правил, регламентов, стандартов, принципов, в соответствии с которыми строится информационное (электронное) взаимодействие участников процессов проектирования, производства, испытаний и т. д. (рис. 1).

image001

В основе CALS — использование комплекса единых информационных моделей, стандартизация способов доступа к информации и ее корректной интерпретации, обеспечение безопасности информации, юридические вопросы совместного использования информации (в том числе, интеллектуальной собственности), использование на различных этапах жизненного цикла автоматизированных программных систем (CAD/CAM/CAE, MRP/ERP, PDM и др.), позволяющих производить и обмениваться информацией в формате CALS.

Внедрение CALS­технологий позволяет получить значительный технический и экономический эффекты на основных стадиях жизненного цикла изделий, которые дают возможность повышения конкурентоспособности создаваемой продукции (рис. 2).

image003

В настоящее время в мире действует более 25 национальных организаций, координирующих вопросы развития CALS­технологий, в том числе в США, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австралии, а также в рамках НАТО.

В России, хотя и с некоторым отставанием от передовых индустриальных стран, со второй половины 90­х годов на CALS начинают обращать внимание специалисты различных отраслей гражданской промышленности. При этом российский ОПК только в текущем году вступает в стадию интеграции эксплуатантов, оборонных структур, промышленности, научных и производственных организаций в единое информационное поле с целью реализации концепции сервисной поддержки ВВТ.

Современный этап перехода российского ОПК на контракты сквозного жизненного цикла военной наукоемкой продукции характеризуется рядом существенных проблем, связанных с:

обеспечением качества и оценкой состояния поступающей на вооружение военной техники;

формированием единого информационного пространства;

отсутствием методик и опыта просчитывания жизненного цикла ВВТ;

оценкой трудозатрат, закладкой необходимых финансовых средств и материальных ресурсов в этот процесс;

разработкой методологии определения интенсивности выработки ресурса техники;

выработкой полного взаимопонимания между заказчиком и производителем;

созданием необходимой инфраструктуры, механизмов и определением организации, управляющей оборонным заказом;

решением вопросов законодательно­правового и нормативно­технического обеспечения путем формирования регламентов, стандартов, правил, прописывающих взаимодействие по вопросам эксплуатации между научными организациями, военными представительствами, заказчиком и промышленными предприятиями;

разработкой и внедрением эффективной интегрированной информационно­логистической системы управления жизненным циклом ВВТ.

По нашему мнению, для быстрого и эффективного решения вышеуказанных проблем необходимо освоение и реализация CALS или их российского аналога — ИПИ­технологий (информационная поддержка жизненного цикла изделий) с использованием мирового опыта внедрения процессного управления на предприятиях.

Проведенные исследования показывают, что уровень применения научно­методического и программно­технического обеспечения ИПИ­технологий в российской промышленности соответствует зарубежному уровню примерно середины последнего десятилетия прошлого века. Поэтому преодоление, сокращение и по возможности ликвидация значительного отставания в области разработки и реализации CALS­технологий, и в частности интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделий, является в настоящее время актуальной и приоритетной задачей, решение которой позволит сохранить конкурентоспособность и повысить эффективность использования военной продукции.

Научные исследования в области CALS­технологий в последние годы проводятся достаточно интенсивно. Среди работ по анализу жизненного цикла наукоемкой продукции и практической реализации CALS­технологий, исследованию методической основы и практическому внедрению информационных систем логистической поддержки жизненного цикла необходимо выделить работы авторов: Ю.М. Соломенцева, Е.В. Судова, А.Ф. Колчина, М.В. Овсянникова, А.Н. Ковшова, Ю.Ф. Назарова, И.П. Норенкова, А.Г. Братухина, А.И. Левина, А.Н. Давыдова, В.В. Барабанова, А.Е. Бром, З.С. Терентьевой, В.Д. Горбач, А.В. Свищева.

Показательно, что в Российской Федерации процесс проектирования и строительства новых многоцелевых кораблей и современных подводных лодок для ВМФ, представляющего собой сложную многофункциональную систему, оснащенную новейшими техническими системами вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного, противокорабельного, противолодочного оружия и автоматизированных систем управления, является достаточно сложным и наукоемким, так как в жизненном цикле корабля участвуют до тысячи организаций и предприятий промышленности, а количество контрактов нередко достигает десятков тысяч. Поэтому для решения задачи перехода предприятий ОПК на контракты сквозного жизненного цикла применительно к ВВТ, а в особенности сложной военной наукоемкой продукции для ВМФ, необходимо освоение и реализация CALS или их российского аналога, ИПИ­технологий.

Исследуя работы в области CALS­технологий, методы инженерной экономики, технологии анализа, проекты реинжиниринга бизнес­процессов предприятий и используя системно­кибернетический подход к управлению процессами, можно смоделировать систему информационной поддержки жизненного цикла изделий ВМФ на начальном этапе, представленную на рисунке 3.

image011

Примечание. ОС — обратная связь; ВП — военная приемка; НЭК — независимые экспертные комиссии.

Основой концептуальной модели является орган, координирующий деятельность всех участников системы поддержки жизненного цикла (единый центр поддержки жизненного цикла ЕЦП ЖЦ ВМФ), который должен находиться в структуре Минобороны и действовать в интересах эксплуатирующих частей (кораблей, ПЛ), поскольку первоочередной задачей для ВМФ России является поддержание требуемой боевой готовности частей, а последующей — снижение стоимости эксплуатации.

Положительный опыт развития бизнеса и промышленности, и в частности проектов успешного внедрения процессного управления, реорганизации, реструктуризации и реинжиниринга предприятий, указывает на огромную роль привлекаемых для реализации новых подходов в управлении консалтинговых и аудиторских компаний. Другими словами, для мониторинга, контроля и эффективного взаимодействия между потребителями, заказчиками и ОПК в общей системе управления оборонным заказом необходимо создание постоянно действующих независимых экспертных комиссий, выполняющих функции аудита и консалтинга с целью оценки фактического состояния ВВТ на всех этапах жизненного цикла.

Система интегрированной информационной поддержки жизненного цикла наукоемкой военной продукции выглядит как совокупность ее участников, материальных и информационных потоков, циркулирующих в единой системе. Участниками такой системы являются: единый центр логистической поддержки, независимые экспертные комиссии, эксплуатирующие части (корабли, ПЛ), поставщики материальных ресурсов, ремонтные организации, разработчик и производитель кораблей.

По нашему мнению, для реализации начального этапа концепции контрактов сквозного жизненного цикла в ОПК необходимо провести ряд организационно­технических мероприятий. Первое — создать единый центр управления и информационного взаимодействия участников жизненного цикла. Второе — интегрировать созданную федеральными органами исполнительной власти (Минпромнауки России, Минпромэнерго России, ныне — Минпромторгом России) нормативно­правовую базу с объединением всех участников российского ОПК в единое информационное поле; определить инфраструктуры, механизмы и организацию управления оборонным заказом; разработать методологию определения интенсивности выработки ресурса техники; сформировать полное взаимопонимание между заказчиком и производителем и в конечном счете разработать эффективную интегрированную информационно­логистическую систему управления жизненным циклом ВВТ. Третье — создать постоянно действующие независимые экспертные комиссии при МО РФ, выполняющие функции аудита и консалтинга, для оценки фактического состояния ВВТ на всех этапах жизненного цикла, начиная от проектирования до утилизации.

В формируемой сети экспертов (генеральной совокупности экспертов) могут быть не только представители инженерно­технического состава конструкторских бюро и исследовательских институтов, но и специалисты (чаще флагманские) по вопросам эксплуатации и ремонта ракетного и артиллерийского вооружения, а также в обязательном порядке специалисты по ИПИ­технологиям.

Экспертные знания, опыт, заключения, оценки и данные, полученные в процессе проектирования, производства и опытной эксплуатации, могут быть использованы в дальнейшем при разработке экспертных систем интеллектуальной поддержки входящих в структуру автоматизированной интегрированной системы мониторинга и логистической поддержки жизненного цикла каждого вида вооружения. Это позволит повысить как эффективность жизненного цикла, так и конкурентоспособность, качество и техническую готовность ВВТ.

Таким образом, переход ОПК России на контракты полного жизненного цикла военной наукоемкой продукции на основе CALS­технологий (ИПИ­технологий) обеспечит:

повышение качества изделий за счет более полного учета имеющейся информации при проектировании и принятии управленческих решений;

сокращение материальных и временных затрат на проектирование и изготовление продукции;

существенное снижение затрат на эксплуатацию и повышение конкурентоспособности изделий, произведенных в интегрированной среде благодаря реализации функций интегрированной логистической поддержки;

мониторинг хода эксплуатации, позволяющий накапливать и анализировать фактические данные о надежности, расходовании ресурсов всех видов (трудовых, материальных, финансовых и др.), а также эффективность применения этих данных при модернизации существующих и проектировании новых образцов вооружения;

накопление, хранение и систематическое обновление данных об изделии, получаемых на всех стадиях его жизненного цикла;

гарантию качества выпускаемых изделий за счет электронного документирования выполняемых процессов и процедур.

Предыдущая запись

Следующая запись